В какой момент тебя посетили мысли о получении образования за границей?
Почему решил уехать?

На самом деле, решение было очень спонтанное, что мне довольно несвойственно. Учась на четвертом курсе МИЭФ в НИУ ВШЭ, я долго старался осмыслить и оценить свои перспективы развития в России после окончания бакалавриата. Мне всегда казалось, что за тот год, или даже два, которые я мог бы провести за границей, я не получу никаких новых знаний, в то время как в России уже успею достичь определенных карьерных высот.

В момент моих размышлений я наблюдал за своей сестрой, которая уже училась на магистратуре в Нидерландах. Ее счастью не было предела, и, что самое главное, у нее горели глаза от всего, что с ней происходило. Как-то давно я принял для себя решение, что буду идти только за такими людьми - так что в данном случае вариантов у меня не оставалось.

В один день я понял, что для меня поступление за границу является неким выходом из зоны комфорта, который даст мне намного больше, чем просто работа. Так я принял решение уехать учиться за границу и ни разу об этом не пожалел.

Какой университет ты выбрал и как выбирал программу обучения?

Я учусь в Нидерландах в университете Эразмус. Обучаюсь на полуторогодовой программе по направлению business administration management (MScBA Master in Management). Данная программа являлась второй в моем личном рейтинге. При подаче на программу MSc Business Information Management (первая программа в моем личном списке) я получил отказ, так как курсы, изученные ранее, немного не соответствовали требованиям. В результате, я учусь на одной из самых интенсивных, разнообразных по наполнению и интернациональных программ университета, чем очень даже доволен.

Выбирал программу, изучая сайты различных университетов, просматривая рейтинги, а также консультируясь с людьми, работающими в ВШЭ, которые уже не первый десяток раз помогают студентам определиться с будущим и подобрать программу по душе. Самое главное - смотреть на наполнение самой программы: из каких курсов она состоит. Зачастую бывает, что у программы очень красивое название, а предметов всего три, что не может сильно радовать. Так что могу смело порекомендовать всем, кто обеспокоен поиском зарубежной программы или испытывает какие-либо затруднения, проконсультироваться с человеком, который разбирается в данном вопросе и поможет подобрать то, что нужно именно вам.

Почему именно Нидерланды? Поехал за сестрой?

Довольно интересный вопрос и распространенное мнение. Конечно, намного легче приезжать туда, где тебя уже кто-то ждет и может оказать всяческую помощь. Hо это не было основным критерием при выборе программы.

В первую очередь, я отсеивал страны, пребывание в которых не принесет мне никакого удовольствия и где я не остался бы жить даже на пару лет после окончания программы.
Во-вторых, меня очень напрягал языковой барьер, с которым мне пришлось бы столкнуться во всех не англо-говорящих странах. Таким образом, выбор у меня довольно сильно уменьшился уже на этом этапе.

Я путешествовал по Нидерландам несколько раз, до того, как приехал сюда учиться, и меня очень сильно вдохновляло, насколько здесь приятно находиться. Все говорят на чистейшем английском, что означает, что есть хорошая возможность найти работу после окончания обучения и просто комфортно существовать. Наверное, это именно те факторы, которыми я руководствовался при выборе страны

Какие были твои первые впечатления после приезда? Что удивило?

Я был очень доволен и остаюсь довольным по сей день. Самым большим удивлением было, наверное, то, что я с самого первого дня чувствовал себя как дома. Очень приятно находиться за границей, при этом зная, что тебя всегда поймут и тебе всегда помогут.

В чем отличие зарубежного образования от российского?

Будучи студентом Высшей Школы Экономики, я, как и, наверное, все остальные студенты, всегда был недоволен тем, что очень мало практики. Здесь (стоит уточнить, что я говорю про конкретно мою программу, а не про все европейские программы в целом) очень многое основано на практических заданиях. Предметов намного больше, но длятся они от нескольких недель до двух месяцев.

Практически в каждом предмете существует групповой проект, который выполняется в группах из 2-5 человек. Группы формируются из общего числа студентов случайно с целью получения наиболее разнообразных с точки зрения культуры и ранее приобретенного опыта команд. Все это организовано для того, чтобы у нас развивался навык работы в команде с совершенно разными людьми. Это бывает довольно весело, а иногда и очень трудно, так как у всех членов команды совершенно разное видение рабочего процесса и конечного результата.

          Также, практически не существует лекций, на которых преподаватель просто пытается донести какую-то информацию до студентов. Все занятия проходят в формате общей дискуссии.

Иван

магистрант Rotterdam School of Management Erasmus University

К счастью, до России данная тенденция тоже постепенно доходит. Например, в Вышке отменили лекции вовсе, оставив только семинары, что лично меня очень радует.

Все ли оказалось таким, как ты себе представлял?

Думаю, что все оказалось именно так, как я и думал. Даже намного лучше. Каждый день я чувствую, что учусь чему-то новому. Меня окружают люди, которые, в основном, старше меня (средний возраст - 25 лет). Я понимаю, что в некоторых аспектах или навыках они превосходят меня, а значит, мне есть, чему у них учиться.
Кроме того, я безумно рад тому, что помимо учебы у меня остается время на мои личные интересы, а также на регулярные занятия спортом.

Как ты видишь свое дальнейшее развитие после окончания программы?

Я считаю, что поехать учиться за границу и не поработать тут - пустая трата денег. Учиться за рубежом может практически каждый, а вот международный опыт работы — это действительно опыт. Я всю жизнь хотел заниматься своим делом, так что активно изучаю вопрос ведения бизнеса за границей. Hо сперва, конечно, хотелось бы поработать минимум год в местной компании, поиском которой я активно занимаюсь.

Очень интересный момент, которым я также хотел поделиться - дипломный проект. Одна из распространенных практик написания дипломного проекта за границей - комбинирование написания диплома со стажировкой в какой-либо из местных компаний. Компания Фирма выделяет вам проект, который вы описываете в своей работе, или предоставляет данные для анализа. Этот вариант очень выгоден международным студентам, так как позволяет одновременно писать диплом и проходить стажировку в компании, которая потенциально может стать отправной точкой при выходе на европейский рынок труда.

Хочется также отметить, что все вышесказанное относится конкретно к моей программе, а не к обучению за рубежом в целом. Я лишь делюсь своим мнением и своими эмоциями.

Поделитесь ссылкой:

Интервью с Иваном Федоровским

Образование: ВШЭ (Москва), University of London International Programmes.
Магистратура Rotterdam School of Management Erasmus University.
Баллы за экзамены: IELTS: 8, GMAT: 700

Есть вопросы по подготовке к GMAT?
Задайте их лично Ивану



Другие статьи:

Подпишитесь на рассылку


И получите полезную подборку бесплатных материалов для изучения английского языка на электронную почту.